ПОСЛЕДНИЙ ИСХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
11.12.2018
Источник: Независимая газета, 11.12.18
Дмитрий Квон
Современная
драма русской научной диаспоры
Об
авторе: Дмитрий Харитонович Квон – доктор физико-математических наук, профессор
Новосибирского государственного университета.
Когда
на рубеже 80–90-х прошлого века рухнул железный занавес – случился последний
исход заметной части российской интеллектуальной элиты. И он был первым,
который сопровождался полным равнодушием родного государства в отличие от
предшествующих, когда оно то не выпускало одних, то выгоняло других. Западный
рай оказался доступным как никогда, в особенности для людей российской физики –
единственной в Стране Советов науки, работавшей на уровне, а во многих
отношениях и более высоком, мировых стандартов.
Не
бывает великих людей – бывают великие обстоятельства. И они сложились таким
образом, что доступность рая оказалась в резонансе с непреложностью его
существования в сознании почти каждого советского/российского ученого. И мечты
о жизни и работе на Западе, и даже в Японии и Южной Корее, мало кого миновали.
Ведь рай есть рай, хотя мы и делаем вид, что «не любим рая» и «не боимся ада».
В
эту пору и все приехавшие в немалом количестве западные профессора, – которым
рухнувший железный занавес дал возможность удовлетворить любопытство и увидеть,
что это за странное место, где одновременно существовали ГУЛАГ, атомная бомба,
космос и курс Ландау и Лифшица, – были окружены стайками отечественных научных
сотрудников, мечтавших охмурить их своим высоким научным профессионализмом и
чуть ли не немедленно получить место в райской западной куще.
И
вот прошел срок одного поколения – достаточный, чтобы не оставить никаких
иллюзий и надежд. Разумеется, рай оказался обыкновенным местом, правда законно
называемым цивилизацией, где живут обыкновенные люди, на лицах которых видишь в
конечном счете все то же экзистенциальное одиночество бегуна на длинную
дистанцию. Но для тех, кто, можно сказать, завоевал Запад, – это дистанция по
дорогам чужих отечеств, освещенных вековой христианской культурой, которые в
отличие от нашего несчастного отечества избежали катастрофы. Поэтому эта
культура имеет к современной русской эмиграции лишь косвенное отношение. А
русский человек остается русским, пусть и выросшим на обломках великой русской
культуры.
Тогда
он остается чужим среди чужих, даже добравшись до самых высоких вершин западной
цивилизации. Как, к примеру, Юрий Мильнер, вдруг учудивший (учредивший), скорее
всего в память о своей фиановской молодости, премию выдающимся ученым-физикам.
И это – в эпоху тотального отсутствия индивидуальностей, когда таковыми
становятся либо эстетствующий физик Эдвард Виттен, либо «сумасшедший» математик
Григорий Перельман.
Подобное
фатальное развитие событий и породило переживаемую всей современной русской
научной диаспорой драму, когда ты так и не стал своим среди чужих, но стал
чужим – для своих детей. И эта драма в той или иной степени коснулась всех – и
тех, чья карьера сложилась более чем удачно, и тех, кто оказался неудачником.
Современная русская научная диаспора вдруг раздвоилась исключительно по-русски.
Обе ее половинки оказались диссидентскими. Одни стали российскими диссидентами,
а другие – западными.
Тем
временем историческая спираль совершила очередной оборот, и Россия в очередной
раз поссорилась с Западом. К счастью или к несчастью, но в результате последней
научно-технической революции, превратившей земной шар в одну большую деревню,
ссора носит характер обыкновенной коммунальной свары. Как раз эта свара и
провела четкий водораздел между двумя «диссиденствующими» половинками.
Первая,
представленная российскими диссидентами, твердит вслед за западной пропагандой
о путинском режиме, попирающем все законы демократии, оккупировавшем Крым и
нарушившем этим все каноны международного права и, наконец, не гнушающемся
прямым вмешательством в дела других государств вплоть до совершения злодейских
шпионских убийств и т.д. Вторая, представленная западными диссидентами, твердит
уже вслед за российской пропагандой об агрессивной американской политике, о
непомерном расширении НАТО, о выдуманном американцами вмешательстве России в их
выборы, о провокационном западном вмешательстве во внутренние российские дела и
т.д.
Правда,
что-то западные диссиденты не спешат возвращаться под крыло собственного
отечества. Тут удивляться нечему. Они прекрасно понимают, что их родное
отечество всегда отличалось полным равнодушием к отдельной человеческой
личности и вряд ли встреча принесет что-либо кроме житейских неудобств, перед
которыми не способна устоять никакая духовность.
Вот
так и родилась драма последнего исхода русской интеллектуальной элиты, когда
«нам целый мир чужбина», а «отечество нам» – царское ничто. Правда, не стоит ее
драматизировать. Она оказалась неизбежной как завтрашний день, потому что «Мы
не пророки, даже не предтечи,/ Не любим рая, не боимся ада/ И в полдень матовый
горим, как свечи».
Новосибирск