«НИКТО НЕ СТАНЕТ ИЗ ГОДА В ГОД СЛУШАТЬ СТАРЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ»
17.06.2019
Источник: ТАСС, 17.06.19. Юрий Смитюк
Как гуманитарное образование должно
развиваться в современном мире
Являются
ли гуманитарные науки науками, как проходят «бинарные семинары» и что ждет преподавателей
«старой школы», в интервью Indicator.Ru рассказал директор Института социально-гуманитарных
наук ТюмГУ, доктор философских наук, член редколлегии журнала «Логос» Игорь
Чубаров.
—
Сегодня очень многие говорят о кризисе гуманитарного образования и гуманитарных
профессий. В современном мире технологии развиваются так стремительно и входят
в такое количество новых сфер, что постепенно вытесняют людей, и работодателям
требуются инженеры, программисты, аналитики… Как гуманитариям встроиться в этот
мир?
—
В современном кризисе чисто гуманитарных профессий — а на самом деле, и большей
части гуманитарных наук — виноваты сами гуманитарии. По крайней мере в странах,
где академические институты, университетские традиции и профессиональные сети
не столь сильны и едины, как, например, в Германии или Франции, или большей
частью не интегрированы в междисциплинарные исследования и инновационные
индустрии, как в Великобритании и США.
Проблема
в том, что специфика гуманитарного знания, не предполагающего непосредственного
использования в производстве материальных ценностей, роднит его больше с искусством,
нежели с точными науками. Конечно, есть редкие исключения, когда специалисты по
гуманитарным наукам привлекают достижения логики, лингвистики, психологии или
научной методологии в целом для решения бизнес-задач, разработки маркетинговых
стратегий, выстраивания доброжелательного климата в коллективах, успешного
ведения переговоров и в целом эффективного менеджмента. Поэтому гуманитаристика
должна либо придерживаться строгих стандартов, подобно Венской опере или Лувру,
либо идти во все тяжкие массовой культуры. Примерно так и распределены ее роли
в Академии и массовом образовании. Но если слава отдельных гуманитарных школ и
философских звезд в современности скорее редкость и исключение и не может быть
всеобщим образцом и ориентиром для развития, то массовизация образования и
успехи естественных наук представляют собой для гуманитариев настоящий вызов.
Сложность
состоит в том, что ценность гуманитарных наук для школьного и высшего университетского
образования — несмотря на всеобщее признание — с трудом верифицируема и едва ли
формализуема, и сводится, как правило, к целям социальной инициации, получения
общей культуры и гуманизации (и, соответственно, контроля) населения. Но
отмеченные цели в большинстве стран мира могут достигаться и с успехом
достигаются с помощью других средств – армейской дисциплины, религиозной проповеди,
полицейского контроля и т. д. Поэтому социально-гуманитарные науки должны постоянно
обновляться, доказывая свою новизну, актуальность и пользу для общества. Они
должны делать это практически каждый новый академический сезон, учебный год или
семестр (если не каждый день), вступая в неравную схватку с конкурентами. Ведь
никто не станет из года в год, от выпуска к выпуску слушать старые
филологические анекдоты — в отличие от церковных проповедей, новостных лент или
армейских приказов. Потому что к ним требования посерьезнее.
Между
тем, сегодня потребность в высокого уровня социально-гуманитарном знании как
никогда высока, а специалисты с гуманитарными компетенциями интересуют любых
работодателей. Ведь социальные и гуманитарные науки отвечают на вопросы «что?»,
«как?» и «зачем?» (но не «почему?»), которыми перечисленные конкуренты
специально не задаются. Поэтому роль социально-гуманитарных наук не должна
сводиться к чисто запретительной или нормирующей функции, как, например, в
религии или юриспруденции, легитимируя уже заранее принятые кем-то решения. Они
должны определять сами задачи дальнейшего развития человечества, в том числе в
области радикальных, прорывных технологий (например, IT и генной инженерии),
отвечать на вызовы времени (как политические, так и экологические) и при этом
чисто и «незаинтересованно» продолжать свое автономное познание бытия, мира и
человека.
—
Но в любом случае даже актуальное гуманитарное знание, скажем так, оторвано от
реального мира.
—
Да, в содержательном плане гуманитарные науки во главе с философией во многом
подвело недоверие и отсутствие интереса к материальному миру в течение очень
долгого времени. Из безусловно реального и материального, к чему обращались
философы XX века, — это язык, но в конечном счете занятия им свелись к
интерпретации текстов и психолингвистическим чревовещаниям, попыткам услышать
через него ответы на старые метафизические вопросы. Но само понимание языка как
коммуникативного средства обрекло эти попытки на неудачу.
Англосаксам
удалось «проскочить» с аналитикой языковых выражений, активно используемой в
сфере права и этики, при этом сугубо прикладной характер гуманитаристики здесь
никого не смущает. Гуманитарии прежде всего востребованы там в исследованиях, посвященных
«слабым» образом понятому искусственному интеллекту и разработке биотехнологий.
—
Вы имеете в виду вопросы этичности применения этих технологий? Аспекты
взаимодействия этих технологий с человеком?
—
И это тоже. Но социологи, философы и антропологи способны к большему –
например, разработке новых, продуктивных, робо-этик, которые позволят на
алгоритмическом уровне обеспечивать адекватные отношения не только между людьми
в новом цифровом мире, но и выстраивать новые продуктивные, творческие связи
между людьми и машинами и другими нечеловеческими акторами.
—
Есть ли у ТюмГУ междисциплинарные программы обучения?
—
В ядре общеобразовательных дисциплин мы объединили естественные науки
(биологию, физику, химию, географию и др.) с преподаванием философии в одной
учебной программе, которая ориентирована на постановку и решение общих для всех
этих наук социальных и эпистемологических проблем, например наступления антропоцена,
экологии, когнитивных феноменов, свободы воли, моральной ответственности в
условиях цифровизации и автоматизации, гибридных войн и терроризма и т. д. Отечественная
история, преподаваемая в мировом, глобальном контексте, преподается параллельно
с основами цифровой культуры и теории медиа. Причем преподавание осуществляется
специалистами из ведущих отечественных и зарубежных вузов, хорошо разбирающихся
в смежных дисциплинах, одинаково компетентных, например, в компьютерных науках,
основах программирования, семиотике и литературоведении. Семинарские занятия
организованы у нас как мастерские с целью не столько передачи вики-знаний,
сколько обучения традиционным навыкам и актуальным технологиям мышления. Наши
преподаватели — исследователи, и осуществляют свой научный проект в университетском
пространстве совместно со студентами.
Образовательной
инновацией является и организация работы в так называемых «бинарных» семинарах,
в рамках которых преподаватели смежных дисциплин в пределах одного занятия демонстрируют
различные подходы к анализу одних и тех же актуальных, социально значимых проблем,
полемизируют между собой, и, разбивая студентов на команды, вовлекают их в
актуальные научные дискуссии, а в методологическом плане нацеливаются на умение
эксплицировать методологию определенной дисциплины и сравнивать ее с
инструментами смежной, взаимно обогащаясь.
Цель
подобной образовательной технологии на первом курсе бакалавриата — обеспечение
возможности дальнейшего свободного выбора образовательной траектории и будущих
профессий. Это будет обеспечено сочетанием фундаментальных знаний, хорошего
знакомства с современной научной методологией, профессионального владения
актуальными технологиями и «мягкими» навыками.
В
магистратуре «Цифровая культура и медийное производство» мы исходили из того,
что даже прикладной характер навыков в профессиональном медиапроизводстве
невозможно получить без достаточно высокого уровня знания медиатеории,
социальной философии, истории искусства и теории дизайна. Чем обусловлена такая
необходимость в области креативных индустрий? На наш взгляд, само по себе
знание трендов, владение инструментом производства и наличие креативности не
приведет гарантированно к сколь-нибудь значительному прорыву, хотя, возможно и
позволит удержаться в рынке.
Кроме
того, сами объекты научных исследований [например, «природакультура» в
экологической перспективе (термин «природакультура» был предложен учеными в
связи с тем, что, по мнению некоторых специалистов, в современном мире отделять
культуру, то есть результат деятельности человека, от природы некорректно, —
прим. Indicator.Ru), язык в связи с нейронными процессами в мозге и т. д.] стали
в современном мире такими сложными и гибридными, что простое транслирование
знаний традиционно изучавших их монодициплин стало бессмысленным и неэффективным.
Например, современную лингвистику невозможно представить вне междисциплинарного
нейропсихосоциального подхода. Даже такой прикладной аспект, как методика
преподавания иностранных языков, требует достаточно глубоких знаний не только в
области педагогики или межкультурной коммуникации, но и понимания нейропсихолингвистических
аспектов усвоения языка. Именно поэтому в настоящее время в Институте
социально-гуманитарных наук ТюмГУ мы разрабатываем магистерскую программу, которая
бы позволила готовить преподавателя иностранных языков, способного в полной
мере учитывать то, как социальные, возрастные или психофизиологические факторы
влияют на процесс овладения иностранным языком и соответствующей национальной
культурой. Медиевистика в магистратуре «Историческая урбанистика» подается в
контексте архитектурных проектов развития современных городов, учета
климатических изменений, проблем освоения публичных пространств, контроля
миграционных процессов и в меньшей степени каких-то хронологических событий и
исторических фактов в традиционном смысле.
—
Вы привели довольно понятый пример с лингвистикой. На мой взгляд, эта наука и
не относится к чисто гуманитарным: язык — это система, компьютерные лингвисты
занимаются моделированием языков, разрабатывают средства автоматической
обработки речи и так далее. А что насчет более «чистых» гуманитарных дисциплин,
например истории или философии? Допустим, человек все шесть лет обучения в университете
занимается изучением дипломатических отношений России и Польши XVII—XVIII веков.
Он может вписаться в современные тренды?
—
Если наш воображаемый «классик» не освоит хотя бы базовый курс цифровой
грамотности и data culture (принципов обращения с данными, — прим.
Indicator.Ru), то вряд ли. Но соответствующие цифровые навыки не противоречат
традиционным проблемам и постановкам вопросов в той же истории или философии, филологии
или журналистике, зато они могут их усложнить и даже прийти к невообразимым
раньше гипотезам на основе анализа нового вида (больших) данных. При этом наш
«классик» может спокойно оставаться в рамках своего специализированного
научного знания, но может творчески обогатиться методами и данными смежных
наук. Ведь на самом деле нет, например, никакой автономной «истории» имен и
событий, а есть гибридная реальность, исторически изменчивая и требующая
мультидисциплинарного изучения. К примеру, Environmental Studies
(междисплинарный подход, изучающий взаимодействие человека с окружающей средой,
в том числе и в прошлом, — прим. Indicator.Ru).
—
Какие меры могли бы сделать гуманитарных специалистов более востребованными и
видимыми на рынке труда?
—
Можно ли считать современного педагога или историка узко гуманитарными
специалистами? Нет. Как и, например, современного IT-специалиста нельзя считать
чистым «технарем». В первом случае мы обязательно говорим о цифровых и
математических компетенциях, хорошем знакомстве с трендами естественных наук и
технологий и, как минимум, владением базовыми методами естественно-научного знания.
Явное
разделение труда в IT-сфере на тех, кто придумывает, и тех, кто реализует чужие
идеи, в ближайшее время столкнется с проблемой автоматизации – программирование
станет прерогативой машин. Айтишникам уже сейчас приходится думать о том, как
переводить запросы общества в задачи для обучения искусственного интеллекта.
Без осмысленных знаний в областях психологии, социологии, философии, лингвистики
и истории, а также работы в междисциплинарных проектах здесь не обойтись.
Кроме
того, мы убеждены, что современный гуманитарий не может претендовать на
сколько-нибудь внятное присутствие на рынке труда — вернее, рынке знаний — без
хотя бы опосредованной связи с вызовами современной индустриальной революции.
Как отмечает Петр Щедровицкий (современный российский философ и методолог, —
прим. Indicator.Ru), индустриальная революция связывается сегодняшними исследователями
с этапом программирования. Это уже не умение писать электронные письма,
работать с интерактивной доской или оцифровывать тексты, а программное,
алгоритмическое мышление. Современный историк (специалист в digital history),
например, должен владеть методами big data для обработки оцифрованных архивов и
визуализации полученных результатов для образовательных целей, относясь к
соответствующим технологиям как к целям, а не только средствам – для работы с
коллективной памятью, например.
—
Возможно ли повысить престиж гуманитарных специальностей?
—
Вопрос в том, как изменить ситуацию в стране, где ученые — и особенно
гуманитарии — десятки лет были лишены возможности публичного высказывания и
доступа к центральным СМИ, практически отрезаны от принятия социально значимых
решений, исполняя лишь редкие экспертные функции (заказы для судов,
психиатрических учреждений, телевизионных ток-шоу), и то на очень сомнительном
уровне. Разумеется, для этого гуманитарные науки должны пересобраться и
самоорганизоваться заново, ориентируясь на тренды и бенчмарки (основные
принципы, эталоны, — прим. Indicator.Ru) передовых университетов и академических
научных центров мира, одновременно выходя в индустрию, социальные институции,
городские публичные пространства и т. д.
Я
уже упомянул основные направления такого рода перестройки гуманитарного
образования и науки в нашей стране. Коротко подытожим: мультидисциплинарное
образование с возможностью выбора элективов (элективных курсов, — прим.
Indicator.Ru), начиная с первого курса бакалавриата; программирование научных
методов с цифровизацией в качестве цели; разделение интеллектуального труда с
привлечением мировых «звезд» и отечественных мастеров своего дела; сопоставление
методов естественных и социально-гуманитарных наук для переопределения дисциплинарных
границ и их взаимного обогащения.
Если
социально-гуманитарные науки рефлексивно обратятся к производственной, общественно-значимой
деятельности, например к социально-антропологическому и культурному анализу общественных
и государственных институций, и будут готовить специалистов для широкого
спектра чисто гуманитарных функций в общественном производстве и управлении, их
востребованность повысится в разы. Но здесь важно избежать дилетантизма, отрицательного
критицизма и вмешательства не в свое дело.
—
Большая часть преподавателей в российских вузах — это преподаватели «старой
школы», они сами не очень хорошо знакомы с современными технологическими
трендами и уж тем более вряд ли могут их преподавать. Как в такой ситуации
избежать дилетантизма?
—
Проблема роста «человеческого капитала», которая стоит за этим вопросом, сложна
и болезненна. Но здесь, разумеется, надо вкладывать и вкладываться, причем
упорно и последовательно, ориентируясь на мировые образцы. Речь идет о
расшифровке еще одного словосочетания-паразита – «повышение квалификации».
Наиболее эффективной моделью развития здесь выступает одновременное развитие
научных и управленческих компетенций у профессорско-преподавательского состава.
Последним у нас в ТюмГУ периодически занимаются на проводимых школой управления
«Сколково» стратегических и аналитических сессиях, лекциях и семинарах, а также
на различных внутриуниверситетских обучающих модулях и программах, посвященных
«прокачке» у сотрудников широкого спектра компетенций — от коммуникативных
(умения работать в исследовательской команде) до выработки лидерских качеств и
навыков геймификации в образовании. Что же касается чисто научного роста, то
обеспечить его может только добровольное и большей частью самостоятельное самообразование.
Управленческие усилия направлены здесь на привлечение специалистов мирового уровня,
способных масштабировать нормы научно-исследовательской деятельности на наши
местные ресурсы, организовать научные проекты, в том числе поддерживаемые
грантами. Это большая каждодневная работа по повышению уровня внешней
академической репутации университета и качества научной коммуникации внутри.
Разумеется, не все из наших преподавателей способны признавать свои ограничения
и недостатки и переучиваться. Но при общем движении ТюмГУ в сторону исследовательского
университета, предполагающего сокращение массового набора и открытия новых
образовательных программ мирового уровня, они просто не выдержат конкуренции качества
и должны будут выполнять другие функции (сервисные, тьюторские, педагогические)
или покинуть университет.