С НТВ ТРЕБУЮТ 0,5 МЛН РУБЛЕЙ ЗА ИСКАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ 1941 ГОДА
16.07.2012
Источник: ИЗВЕСТИЯ, 16.07.2012
ЕКАТЕРИНА МОКРОВА, АННА АХМАДИЕВА
ЖУРНАЛИСТА АЛЕКСЕЯ ПИВОВАРОВА ОБВИНЯЮТ В ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В ФИЛЬМЕ «МОСКВА. ОСЕНЬ. 41-Й»
Телезритель из Москвы А.Д. Бекетов подал иск о защите чести и достоинства к телекомпании НТВ. По его мнению, в фильме «Москва. Осень. 41-й» были грубо искажены события Великой Отечественной войны. Историки, консультировавшие создателей фильма, не согласны с такой точкой зрения и считают, что в фильме нет грубых ошибок.
Премьера многосерийного документального фильма «Москва. Осень. 41-й» состоялась в декабре 2009 года на телеканале НТВ и была приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой. Автор фильма — журналист Алексей Пивоваров, научные консультанты — доктор исторических наук, заведующий центром истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Михаил Мягков и кандидат исторических наук, сотрудник центра истории войн и геополитики Юрий Никифоров. Историки работали над фильмом полгода.
После выхода фильма он подвергся жесткой критике. Некоторые историки — профессионалы и любители — сочли его однобоким. Чаще всего создателей фильма упрекали в преувеличении числа участников и погибших во время Вяземской операции, завышении числа попавших в плен советских солдат. По немецким оценкам, потери Советской армии тогда составили 600 тыс. человек, согласно фильму — 1 млн человек.
Автор иска считает, что фильм не только грубо искажает исторические события, но и нарушает право гражданина получать правдивую информацию в СМИ.
Кандидат исторических наук Юрий Никифоров, который участвовал в подготовке фильма, рассказал «Известиям», что не нашел в проекте фальсификации: «Мы смотрели этот фильм в МГИМО и обсуждали со студентами. Сказать прямо, что он искажает историю или что там допущены какие-то грубые ошибки, нельзя. Это не самый плохой фильм».
Проблемы, по словам Юрия Никифорова, возникают не с фактами.
— Например, Пивоваров как режиссер может сделать акцент на то, что ему кажется важным с точки зрения замысла. А с точки зрения историка, событие или факт могут быть второстепенными, — пояснил он.
Историк также подчеркнул, что документальные фильмы о войне критикуют всегда.
— Приходится какие-то вещи придумывать для оживления сценария — допустим, какой-то разговор. Или анимацию делают, — сказал историк. — Существует определенный зазор между историческими фактами и тем, как режиссер их осмысливает. Но фильм Пивоварова сделан добротно и проверку выдерживает.
В телекомпании от комментариев воздержались до вынесения решения суда. Юристы считают, что суд, вероятнее всего, станет на сторону НТВ, поскольку доказать свою позицию истцу можно будет только с помощью исторической экспертизы.
— Достоверность фактов, изложенных в фильме, придется опровергать с привлечением экспертов-историков, — объяснил председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Сомнительно, что истец требует компенсации морального вреда, но не требует опровержения. Логично было бы начинать с опровержения. Со стороны похоже на попытку заработать на иске — хотя, не зная всех деталей процесса, утверждать нельзя.
Это уже не первый случай критики в адрес фильмов Алексея Пивоварова. Историк и автор книг, посвященных начальному периоду Великой Отечественной войны, Марк Солонин утверждает, что нашел несколько «ляпов» в последнем фильме Пивоварова «22 июня. Роковые решения». Об этом историк написал на своем сайте. Например, в фильме говорится, что порты Финляндии были захвачены в результате «зимней войны» — хотя она завершилась еще в 1940 году, то есть до того периода, которому посвящен фильм. Также Пивоваров утверждает, что «ни один самолет люфтваффе не мог долететь от границы до Москвы». Но фашистские самолеты не только долетали до границ Москвы, но и бомбили ее, отмечает Солонин.
Недавно министр культуры Владимир Мединский отправил в телекомпанию НТВ открытое письмо с просьбой снять с эфира фильм «Служу Советскому Союзу», действие которого происходит в годы Великой Отечественной войны в лагере для заключенных. Мединский счел фильм непатриотичным. Несмотря на это, показ фильма состоялся.