Мир по-пекински

07.12.2022

Источник: СТИМУЛ, 07.12.2022, Сергей Юрков, к. э. н., старший научный сотрудник ИМЭМО РАН




На проходящих в Москве «Примаковских чтениях» эксперты обсудили, куда будет двигаться Китай после прошедшего в октябре этого года ХХ съезда КПК

(jpg, 187 Kб)

Сессия первая. «Сотрудничество в Евразии на фоне кризиса глобализации»

6 декабря в Москве в ЦМТ открылся научно-экспертный форум «Примаковские чтения» — ежегодная международная встреча экспертов, дипломатов и политиков в сфере международных отношений и мировой экономики. Форум входит в число наиболее значимых мировых научно-экспертных конференций по рейтингу Глобальной программы изучения «мозговых центров» Пенсильванского университета. Тема 2022 года — «Трансформация мирового порядка: евразийское измерение».

Одна из ключевых сессий посвящена Китаю после ХХ съезда КПК. На мероприятии выступили такие эксперты, как Янь Суэтун (Университет Циньхуа), Цзоу Чжибо (Институт мировой экономики и политики Китайской академии общественный наук), Александр Ломанов и Сергей Луконин (оба — ИМЭМО РАН) и другие. Среди затронутых в дискуссии тем — суть китайской концепции единой судьбы человечества, на которой в своей речи сделал акцент генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин. Эта речь является программой дальнейшей работы КПК по построению Китая будущего, и без ответа на вопрос о сути глобального мировоззрения второй крупнейшей экономики мира невозможно будет избежать неоправданных надежд и невыполненных обещаний общечеловеческого масштаба.

Речь Си Цзиньпина затрагивает все аспекты развития страны: от ужесточения руководящей роли партии и прогресса в социалистическом мировоззрении по-китайски до акцента на самодостаточности в науке и инновациях и приверженности глобальной экологической повестке; от стремления повышать благосостояние всех людей и развития трудовой демократии (под руководством партии, разумеется) до открытости экономики и приверженности идеям глобализации; от усилий по обеспечению целостности и стабильности государства, поддержания мира во всем мире и превращение НОАК (китайской армии) в современный и эффективный инструмент такой политики до позиционирования китайской культуры как центра мирового притяжения и базы создания новой формы человеческой цивилизации.

В ходе обсуждения этой программы российские эксперты сразу же обозначили ряд принципиальных незакрытых вопросов, игнорирование которых ведет к поверхностному и неверному трактованию видения Китаем своего будущего, будущего мира и своего места в этом мире. Один из этих вопросов: «Так все-таки Китай для мира или мир для Китая?» был поставлен академиком РАН Натальей Ивановой в ходе Азиатского семинара в ИМЭМО РАН. В его основе лежит понимание, что развитие Поднебесной невозможно без благоприятного для нее развития остального мира и человечества в целом и Китай готов вкладывать в это свои силы, время и знания.

(jpg, 114 Kб)

Янь Сюэтун, Директор Института международных исследований Университета Цинхуа, Китай высказался по поводу актуальных политических приоритетов страны, а также отношений с Россией и США

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Судя по тексту речи, приоритет собственных интересов над зарубежными, естественный для любого государства, не говоря уже о Китае, где традиционно «есть Поднебесная, и есть ее периферия», — это базовая константа Пекина. При этом трезвый отказ от жестких методов внешней экспансии (армия — это крайний и локальный аргумент) и конфронтации как таковой, которые могли бы обеспечить достижение Китаем своих собственных целей, требует как раз использование мягкой силы.

Заявка на роль глобального стража мира и процветания нового человечества с единой судьбой — это обозначение стратегического вектора применения мягкой силы. Политические союзы должны обеспечить стабильность всех китайских партнеров. Совместные экономические проекты должны гарантировать их процветание. Раскрытие творческого и инновационного потенциала людей всего мира через сотрудничество с китайскими учеными и компаниями-инноваторами должны обеспечить глобальный прогресс. Раскрытие мудрости китайской культуры зарубежным странам должно обеспечить глобальную гармонию и взаимопонимание.

(jpg, 217 Kб)

Заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов рассказал об амбициях современного Китая:

Для себя Китай получает снижение геополитического напряжения до управляемого уровня (как ни крути, НОАК не является глобальной силой, в отличие от других мировых военных сил, а китайская дипломатия хоть и сохраняет силу для отстаивания собственных взглядов, но неспособна их диктовать). Расширяется зона китайского экономического присутствия и доминирования. Формируются предпосылки не только для технологического суверенитета, но и для технологического монополизма (в дополнение к производственному), то есть способности определять вектор научно-технического прогресса на мировом уровне. Главное же — это интеграция китайской и зарубежных культур в единый мировоззренческий горизонт, в пределах которого Китай сможет удерживать своих многонациональных партнеров не силой, а привлекательностью своих вечных ценностей.

Фактически в тексте выступления Си Цзиньпина новое понимание мира уже определено: это китайская экосистема. Да, Пекин не претендует на отказ членов этой экосистемы от суверенитета, не планирует быть гегемоном, не стремится удерживать кого-либо силой в этой гибкой сети сотрудничества и благоденствия. Однако участие в ней (доступ в нее) предполагает ответную инвестицию со стороны партнеров — а это как раз и будет гармонизация внешней политики, внутреннего устройства общества, экономики и науки, широкая культурная интеграция.

Очевидно, что в ходе такого тесного культурного взаимодействия с другими членами новой формации человеческой цивилизации изменится и сам Китай. Но изменения эти будут, скорее всего, носить внешний характер: центральный элемент китайской коммунистической экосистемы будет неизменным. Это китайская культура, мудрость, ценности, мировоззрение. Очень символично в связи с этим звучит фраза о многонациональном китайском народе, то есть уже будет не обязательно быть этническим китайцем и знать китайский язык, чтобы быть истинным китайцем! Это, в отличие, например, от Японии, не будет идти вразрез с традиционной самоидентификацией китайцев.

Получается, что ответ на вопрос «Мир для Китая или Китай для мира?» кроется в основной долгосрочной стратегической идее доклада 16 октября 2022 года: «Китай — это мир, а мир — это Китай». И в этой концепции мирно уживается и поклонение культурным истокам страны, и заявка на мировое лидерство в построении нового человечества, и приглашение к сотрудничеству в этом неспешном историческом процессе.

Нет здесь только одного — учета амбиций современных национальных и наднациональных игроков, столь же активно эксплуатирующих идею экосистем в стремлении к глобальной экспансии. То, насколько социализм по-китайски будет более привлекателен по сравнению с заявленными этими экосистемами ценностями, будет зависеть от способности Пекина разрешить базовое противоречие жесткого мировоззренческого управления и гибкого оперативного сотрудничества в рамках горизонтальных экосистем будущего.

 

 

 



©РАН 2024