http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=442004d5-4a76-40f2-b908-10fc9a9a00ae&print=1© 2024 Российская академия наук
Десятая международная конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда и общественного деятеля Гомбожаба Цыбикова, собрала исследователей из России, Китая и Монголии. Ученые обсуждают вопросы, связанные с восточной культурой и языками, а также аспекты изучения буддизма как философской и религиозной системы.
Приветствуя участников конференции, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) академик Борис Ванданович Базаров сказал, что мероприятие связано не только со 150-летием со дня рождения Гомбожаба Цэбековича Цыбикова, но и со 100-летием Республики Бурятия и 300-летием РАН. Академик Базаров также отметил, что в работе конференции принимает участие внук выдающегося востоковеда Жамсаран Аюшиевич Дондокринчинов. «Некоторые вещи постоянно надо освежать в памяти, так как мы живем в скоротечное время, которое не слишком благоприятно для прошлых событий», — добавил Борис Ванданович. Он подчеркнул, что целью проведения традиционных «Цыбиковских чтений» неизменно является актуализация научного наследия выдающегося востоковеда, а также обсуждение проблем и новых достижений в области изучения языка, истории, культуры и религии народов Внутренней Азии.
Министр культуры Республики Бурятия Соелма Баяртуевна Дагаева поблагодарила ИМБТ СО РАН за популяризацию творческого и научного наследия Гомбожаба Цыбикова и отметила, что интерес к этому наследию не угасает.
Пленарную секцию «Цыбиковских чтений — Х» открыл академик Борис Базаров. В своем докладе он подробно остановился на жизни, научной и исследовательской деятельности Г. Цыбикова.
Гомбожаб Цыбиков родился в 1873 году в небольшом селении Агинского района в Забайкалье. Блестяще окончив сначала Агинское приходское училище, а затем Читинскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Томского университета. Однако медиком молодой человек так и не стал и, не без влияния общественного и политического деятеля Петра Бадмаева, предпочел иную стезю: в 1895 году Цыбиков едет в Санкт-Петербургский университет обучаться на восточном факультете.
Как раз в это время так называемая Большая игра (борьба между Российской и Британской империями за влияние в Центральной Азии) втянула в свою орбиту Тибет. Удивительно загадочная и удивительно закрытая страна манила и ученых, и путешественников, и тайных агентов, и дипломатов, однако циньский Китай и правительство Далай-ламы XIII запрещали въезд туда иностранцам. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки, но для многих они заканчивались трагически — смертной казнью.
Тем не менее это суровое правило делало исключение для уроженцев стран Центральной Азии, исповедовавших буддизм, — такие люди могли посетить Тибет в качестве паломников. Получивший соответствующую научную подготовку, которая была в стратегических интересах Генштаба, — специалиста по духовной и материальной культуре народов, находившихся в сфере влияния тибетского буддизма, — Гомбожаб Цыбиков стал первым ученым из России, сумевшим попасть в Центральный Тибет и Лхасу.
«Путешествие началось 25 ноября 1899 года в Урге и завершилось 4 апреля 1902 года. Оно оказалось сложным, но в итоге триумфальным. Цыбиков посетил все основные центры буддистского мира: монастыри Гумбум и Лавран в северной тибетской области Амдо, столичный город Лхасу и три великих монастыря: Сэра, Пелден Дрепунг и Ганден, а также резиденцию Панчен-лам Таши Лхунбо, древнейшую столицу Тибета Цзетанг и монастырь Самъе. Никто, кроме Гомбожаба Цэбековича, не имел такой широкий доступ в эти места», — рассказал Борис Базаров.
Ученый отметил, что Цыбиков вел дневник и фотографировал в обстановке совершенной секретности (камера была вмонтирована в молитвенный барабан), ведь если бы кто-то заметил неладное, то путешественнику угрожала бы смертная казнь. Свои путевые заметки Гомбожаб Цэбекович затем систематизировал в книге «Буддист-паломник у святынь Тибета». Основные результаты он доложил в Российском географическом обществе, и это оказалось настолько востребованно и актуально, что вызвало настоящий взрыв в науке.
Вернувшись в Россию после своего беспримерного путешествия, Гомбожаб Цыбиков продолжил научную деятельность в Восточном институте во Владивостоке, совмещая ее с преподаванием. Именно он, как рассказал Борис Базаров, ввел в число дисциплин тибетский разговорный и литературный язык, написав для этого курса соответствующее пособие.
После революции наступил новый период в жизни ученого и просветителя. Он вернулся на родину и вплотную занялся народным образованием, как в Бурят-Монголии, так и в Монгольской народной республике. В 1922 году Цыбиков с единомышленниками создал Бурятский ученый комитет, первое академическое учреждение на востоке России — именно из этой организации впоследствии через много лет вырос Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, с полным правом считающий Гомбожаба Цэбековича одним из своих основателей.
В рамках своей работы Цыбиков активно решал вопросы развития языка и культуры бурятского народа, сохраняя и монгольскую письменность. Ученый стал автором и составителем как исследовательских трудов, так и учебных пособий, публиковал этнографические статьи, а также переводы, занимался и проблемами организации науки и образования, преподавал в Бурятском педагогическом техникуме и Иркутском государственном университете.
«Деятельность Цыбикова шла в очень широком диапазоне, и многие его труды и результаты остаются актуальными до сих пор», — акцентировал Борис Базаров.
Профессор, доктор исторических наук Цымжит Пурбуевна Ванчикова (ИМБТ СО РАН) обрисовала исторический фон, на котором совершилось путешествие. Во время «Большой игры» Россия была не единственной страной, которая пыталась узнать тайны Тибета. Другие страны также специально готовили агентов, которые в качестве буддистских паломников собирали сведения о регионе. Среди них — британский подданный, пандит Сарат Чандра Дас и японский монах Экай Кавагучи. «Правительство Российской империи также проявляло большое внимание к этим территориям. И в период активизации внешней политики, когда в сферу интересов вошли почти все страны Ближнего и Дальнего Востока, попыток попасть в Тибет стало больше», — прокомментировала Ц. Ванчикова. Также она добавила, что дневники Цыбикова издавались на многих языках: чешском, китайском, польском и других, а его фотографии из Тибета заложили основу издательской концепции журнала National Geographic. «Мы сейчас можем рассмотреть возможность издания сводного каталога архивных коллекций и материалов Гомбожаба Цэбековича и полного собрания его творческого наследия», — предложила исследовательница.
Документов, находящихся в Государственном архиве Республики Бурятия и связанных с Гомбожабом Цыбиковым, коснулась директор этой организации доктор исторических наук Бутит Цыдыпмункуевна Жалсанова. Она продемонстрировала первый выявленный документ о составе семьи востоковеда и добавила, что планируется более углубленно заниматься его родословной. Среди других бумаг — общественный приговор Агинской степной думы об избрании Цыбикова стипендиатом в Читинскую мужскую гимназию, справка о дозволении студенту Томского университета пользоваться стипендией Корфа при переводе в Санкт-Петербургский университет из Томского, письмо Гомбожаба Цэбековича о своей учебе в Питере, где он рассказывает о петербургских новостях, связанных с Бурятией, а также многие другие, связанные со всеми этапами жизни Цыбикова.
Кандидат исторических наук Сергей Юрьевич Врадий из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток) говорил о Восточном институте, где долгое время преподавал Гомбожаб Цыбиков, как первом центре практического востоковедения в России. Ученый подчеркнул, что особенно важной для Восточного института была именно практическая направленность подготовки специалистов. «Молодым профессорам приходилось разрабатывать новые методики преподавания, писать учебники и пособия, потому что их попросту не существовало», — рассказал Сергей Врадий. Гомбожаб Цыбиков был приглашен в качестве лектора, а затем профессора первым директором Восточного института Алексеем Матвеевичем Поздеевым, который обратил внимание на талантливого молодого человека еще в Санкт-Петербурге.
Дальнейшая работа конференции продолжилась по трем научным направлениям, с которыми так или иначе была связана деятельность Гомбожаба Цыбикова: историко-филологические проблемы изучения культуры народов Внутренней Азии; язык, фольклор и литература Тибета, Монголии и России; буддизм во Внутренней Азии (источниковедение, историография, философия, культура и искусство). Интересно, что доклады, которые подготовили участники юбилейных «Цыбиковских чтений» касаются как прецизионных деталей научных исследований, так и более широкого взгляда на проблематику.