История на операционном столе

18.03.2008

Источник: «Вечерняя Москва», Дмитрий АНОХИН

Как в наших архивах делали чернила из гвоздя и по кусочкам клеили Париж

Рукописи, как известно, не горят. Но, даже представляющие огромную государственную важность и запертые в самые надежные сейфы, они, как и люди, подвластны старению. Что же говорить о документальных свидетельствах давно минувших эпох, которые сами уже стали объектом исторических исследований! По данным заместителя руководителя Федерального архивного агентства Владимира Тарасова, в российских архивах очереди на «лечение» ждут свыше 300 тысяч уникальных и особо ценных документов. В самых запущенных случаях продлить жизнь архивным древностям удается, увы, лишь с помощью «хирургического вмешательства». О том, как документальные реликвии подчас едва ли не рождаются заново, можно узнать в Выставочном зале федеральных архивов на Большой Пироговской ул., 17.

Письма Дени Дидро Екатерине II попали в Государственный архив РФ из рукописного отделения библиотеки Зимнего Дворца. Давным-давно придворные переплетчики объединили 67 записок на самые разные мировоззренческие темы, сделанные пером великого французского писателя, в единую книгу и украсили ее красным кожаным футляром с золотым тиснением. Пять лет назад эта реликвия из-за аварийного состояния угодила на научную реставрацию.

- Проведя предварительное исследование, я ужаснулась, - рассказывает заведующая лабораторией реставрации архива Российской академии наук Наталья Паламарь. – Главным образом памятник разрушило не время, а неквалифицированный ремонт (назвать ту работу реставрацией просто не поворачивается язык), предпринятый в 1950-е годы. Вместо исторического переплета тогда появилась обложка из кислотного технического картона, обтянутого низкокачественным коленкором. Корешок при помощи щелочных клеев «укрепили» кусками газетной бумаги. В результате пошла химическая реакция, которая начала просаливать документ, разъедать его. К сожалению, переплет – не только красивая упаковка, это еще и функциональный компонент книги. Поэтому, принимая решение о полном удалении позднейших наслоений и о восстановлении первоначального переплета, мы волей-неволей затронули и часть подлинника.

Теперь кропотливый труд, на который у реставраторов ушло полгода, завершен. Письма Дидро получили безопасную «обновку» из нейтрального в химическом отношении материала, внешний вид скрупулезно восстановлен по старинным описаниям и косвенным данным. Хотя вообще-то подобная «нейрохирургическая операция», по словам Натальи Федоровны - исключение. Обычно реставраторы избегают вмешиваться во внутреннюю структуру документа. А вот досконально знать химию они обязаны. Причем зачастую – в ее историческом, так сказать, аспекте.

- Двенадцать лет назад я реставрировала один из величайших памятников Российского государственного архива древних актов (РГАДА) – Грамоту московского Великого князя Ивана III, скрепленную, помимо его личной печати, также печатями его племянников Федора и Ивана и подписью московского митрополита Симона, - говорит Наталья Паламарь. – Этот ценнейший документ 1497 года, на котором, кстати, сохранилось вообще едва ли не первое в истории изображение русского герба в виде двуглавого орла, вначале тоже был в совершенно жутком виде. И в целях дальнейшего экспонирования было решено изготовить художественную копию – абсолютно точное воспроизведение одной поверхности документа. И вот, пока мы реставрировали оригинал, я изучала, как древний писец держал гусиное перо, как его поворачивал, как выписывал каждую букву. Но самым сложным оказалось изготовить старинные материалы. Если технология производства писчей бумаги из тряпья еще не забыта, то старые чернила пришлось делать по бабушкиным рецептам из средневековых книг. Ингредиенты там, насколько помню, такие: ржавый гвоздь, кислые щи, кислый мед…

О том, как собственноручно пришлось сбраживать мед, Наталья Федоровна вспоминает с улыбкой: это, мол, экзотическая мелочь в нашей работе. Зато теперь даже коллеги не могут отличить художественную копию от восстановленного по кусочкам оригинала. Вообще эта выставка – своеобразный бенефис Натальи Федоровны. Так, рядом с грамотой Ивана III – другая «грамота», почти пятью веками моложе, автографы на которой оставили Калинин, Сталин, Рыков, Рудзутак… Это – подлинник исторической Декларации об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, включенной в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ под 3-м номером. Бумага, также небрежно «подновленная» в советское время, рвалась, деформировалась и загрязнялась. Паламарь пришлось «лечить» ее специальным немецким полимерным реагентом, а потом соединять клеем из пшеничного крахмала…

В основном, подобные трудоемкие работы удается финансировать из федеральной целевой программы «Культура России». Ежегодно таким образом удается отреставрировать примерно две тысячи реликвий. Но иногда архивисты сталкиваются с необходимостью спасать документ срочно. Тогда деньги приходится доставать едва ли не из-под земли.

- В январе 2003 года в нашем хранилище прорвало трубу с горячей водой, - вспоминает директор РГАДА Михаил Рыженков. – Хранители принялись экстренно спасать фонды и достали с дальней полки огромный 3,5-метровый рулон, полностью развернуть который удалось лишь в моем кабинете. Когда мы смогли идентифицировать находку, просто обомлели. Перед нами лежал отпечаток редчайшей гравюры с видом Парижа – так называемый план Тюрго, выполненный в 1734-1739 г.г. в масштабе 1:400. По мировым меркам это уникальная работа: в реальной перспективе и в вертикальной проекции она подробнейшим образом запечатлела, как сейчас сказали бы, «Париж до дома» - город, который видели Дидро, Вольтер, Монтескье. Достаточно сказать, что до нашей находки, помимо трех французских экземпляров, в мире было известно всего два уцелевших в полностью собранном виде плана Тюрго: один в Болонье и один в Ватикане. У нас в РГАДА этот план значился еще в описи картографического отдела библиотеки Московского Главного архива МИДа, сделанной в начале ХIX века. Но на полях этой описи в середине прошлого столетия была сделана приписка: «в фондах не обнаружено».

Естественно, артефакт, который невесть сколько пролежал в свернутом состоянии в прямом смысле на задворках истории, чувствовал себя не ахти. По краям полотна были обнаружены многочисленные прорывы, свидетельствующие, что некогда план, видимо, грубо сорвали с гвоздей, которыми он был прикреплен к стене. Многочисленные складки, потертости и замятости не поддавались учету, а главное – на обороте скопились килограммы пыли…

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря над планом Тюрго трудились пять лет. Почему так долго? Не в последнюю очередь – из-за скудного финансирования. Наконец, только что реставратор Наталья Петрова завершила работу, и теперь при желании с высоты птичьего полета можно видеть французскую столицу почти трехвековой давности. Правда, чтобы обозреть дальние предместья, понадобится бинокль…

А подчас благодаря реставрации архивных документов удается исправить серьезные научные заблуждения. Так получилось с двумя так называемыми духовными грамотами (проще говоря, завещаниями), составленными Великим князем владимирским и московским Иваном I Даниловичем. Великокняжеский дьяк Кострома написал эти документы на пергаменте в 1336 и 1339 годах. Тогда государь, известный потомкам как Иван Калита, предпринимал поездки в Орду. Тамошний хан лютовал и без особых церемоний рубил головы русским князьям-вассалам, поэтому Иван Данилович, страхуясь, перед каждым рискованным визитом составлял подробное завещание. И именно после восстановления этих грамот, предпринятого в 1989 году в Государственном НИИ реставрации, историки увидели, что упоминавшаяся там таинственная река Породля – не что иное как всем известная Протва, а село Миловское у Юрьева – вовсе не Миловское, а Поеловское. Такая вот история с географией!



©РАН 2024