http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=376e1ce0-7390-442c-8e1e-5993c581f48d&print=1© 2024 Российская академия наук
Ну что, приходит, видать, время попрощаться с легендой о высокой образованности российского населения. Как говорит академик Фортов, треть россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли, и еще: общее мнение таково, будто электричество и ядерная энергетика не изобретены усилием могучих умов, а появились вместе с человечеством.
Неудивительно. Государство усердно экономит на заталкивании в детские головы научных знаний: прежде это было от бедности, теперь — потому что чиновники руководятся странной идеей, будто эти знания все равно не пригодятся всем, а те, кому пригодятся, найдут специальный способ их получить; вот и выходят люди, которые, по мнению академика Фортова, сочетают малый интерес к знаниям с невежеством.
Хотя — судите сами: зачем, к примеру, журналисту знать, что вокруг чего вращается? А нужно ему понимать, про что это — число Авогадро? В каком жанре написаны «Мертвые души»? Сколько царей с именем Иван было в России? Что такое фаза и ноль? Не нужно, конечно. А если вдруг будет нужно — он заглянет в «Википедию».
Конечно, невежеству способствует технологическая сложность нынешней жизни. Ладно — машина: еще сохранились люди, которые понимают, как она устроена, и даже могут произвести простейший ее ремонт. Но, скажем, мобильные телефоны и планшеты — что о них знает рядовой пользователь?
Первобытный человек относился к грому и молнии как к чуду и даже обожествлял их; рискну предположить, слегка утрируя, что похожее обожествление постепенно возникает и у владельца планшета: раз непонятно — значит, чудо. (Кстати, многие ли современные люди способны объяснить, откуда берутся гром и молния?)
Мало знающий человек охотно верит и в другие, менее реальные сущности: в то, например, что все языки произошли от русского; в телегонию; в хиромантию, астрологию и масонский заговор.
Церковь страдает от невежества и непонимания едва ли не сильнее, чем наука, — потому что, с одной стороны, ничего новообращенному не нужно, кроме того чтобы любить и молиться, а с другой — простота церковной жизни, неверно понятая, превращает храм в эдакий магазин магических услуг: зашел — уплатил — получил; трагически печальное сходство со всякими сектантствами, оккультизмами и гаданиями.
Вера схожа с наукой прежде всего твердостью основания; у веры оно, конечно, потверже, поскольку принципиально неизменно, но и наука не должна торговать собою в угоду общественным настроениям. Боюсь только, что академик Фортов, рассчитывая как-то с помощью средств массовой информации убедить граждан в ценности знания, оградить их от заволакивающего невежества, обманывается; даже само слово «наука» большинству кажется чем-то серьезным, сложным и потому скучным; красота мысли — научной ли, религиозной — перестала, кажется, быть видна.