http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=344e06e3-e3f0-4c8c-8862-9cae003b1f63&print=1© 2024 Российская академия наук
В Третьяковской галерее после реставрации представили картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван»
В Третьяковской галерее завершилась сложная и долгая реставрация картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года». Реставрационные работы вели специалисты Государственной Третьяковской галереи во взаимодействии с учеными — это уникальная для отечественной практики работа. При восстановлении повреждений полотна были использованы новейшие материалы, разработан целый ряд технологий, впервые успешно примененных в реставрационной области.
В депозитарии Третьяковской галереи была создана специальная реставрационная лаборатория. Сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в мире: подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой, был применен инновационный подход к утоньшению лакового покрытия, была проведена рентгенография полной поверхности полотна и получено панорамное изображение в высоком разрешении.
В 2018 году в результате нападения вандала полотно было повреждено в трех местах, пострадала рама. Был затронут красочный слой, картина получила скрытые повреждения — все это сильно усугубило проблемы, связанные с «хронической болезнью», которая была у картины: ослабленная связь грунта с красочным слоем. Перед реставраторами встала сложная задача: не только исправить причиненный вандалом вред, но и глобально решить проблемы сохранности произведения искусства.
Авторский холст был уже дублирован (приклеен для укрепления на второй дополнительный холст) еще при первом нападении на картину в 1913 году. Тогда в реставрации участвовал сам Илья Репин. Теперь же реставраторам нужно было решить множество вопросов: как удалить с оборотной стороны оригинального холста старый клей, как подводить кромки, на какой клей, на какой холст, каким способом дублировать снова (без этой процедуры нельзя было обойтись)?
Реставраторы совместно с физиками из МФТИ и молекулярные биологи из Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН занялись проверкой реставрационных материалов на прочность, клейкость и другие параметры, чтобы с помощью всех современных знаний и технологий выбрать самые лучшие материалы для реставрации. Молекулярным биологам из группы генетической инженерии грибов Федерального исследовательского центра предстояло убедиться в том, что материалы, которые планировалось использовать при восстановлении картины, будут максимально устойчивы к любому микробиологическому поражению. Также было необходимо понять, как будут вести эти материалы через 50 или 100 лет.
Теперь шедевр Ильи Репина полностью восстановлен. Картина будет храниться в депозитарии музея до момента изготовления для нее антивандальной защитной капсулы. По завершении работ по изготовлению и монтажу данной капсулы картина будет возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
Александр Жгун, к. б. н., руководитель группы генетической инженерии грибов Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН:
— Почему ваша команда принимала участие в анализе материалов при реставрации знаменитой картины?
— Участие группы генетической инженерии грибов Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН в этой работе по реставрации картины связано с совместным научным грантом РФФИ 17–29–04349, в котором были задействованы специалисты Третьяковской галереи, физики из МФТИ и молекулярные биологи из Федерального исследовательского центра. В рамках этого гранта специалисты нашего центра провели работу по определению биозащитных свойств исследуемых материалов. Такая всесторонняя характеристика позволила реставраторам Третьяковской галереи утвердиться в правильности своего выбора материала для восстановительных работ.
— Что конкретно делали ученые?
— Наша работа по изучению биостабильности адгезивных материалов, использованных при реставрации картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», основана на практике, принятой в мировом научном сообществе при работе с объектами культурного наследия.
На первом этапе в отделе реставрации масляной станковой живописи Третьяковской галереи создали специальные макеты, представляющие собой фрагменты холста, на который последовательно наносили проклейку, грунт, красочный слой сиены жженой (которую использовал Илья Репин при написании картины) и тот или иной адгезив (специальные укрепляющие вещества, способные соединять материалы путем поверхностного сцепления).
Далее макеты получили сотрудники нашей группы для оценки биозащитных свойств тестируемых реставрационных материалов. Предварительно макеты подвергались искусственному старению в соответствии с рекомендациями Государственного научно-исследовательского Института реставрации (ГосНИИР, Москва) в специальных климатических камерах с контролем температуры и влажности с целью прогноза биологических свойств реставрационных материалов через 50–100 лет. После чего с ними проводились микро- и молекулярно-биологические манипуляции по оценке биозащитных качеств.
— Как это помогло реставраторам?
— В этой связи данные о биозащитных свойствах реставрационных материалов, которые предоставили ученые Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, совмещенные с результатами физиков из МФТИ, позволили реставраторам выбрать оптимальный адгезив для дублирования знаменитого авторского полотна на новый холст.
Холст является природным материалом и со временем может подвергаться деформации, истоньшению, прорыванию, намоканию и появлению плесени, что приводит авторскую работу в неэстетический вид, а человечество лишается культурного наследия. Одним из способов реставрации полотна является дублирование авторского холста на дополнительный холст для предотвращения дальнейшего повреждения.
В России одним из традиционно используемых реставрационных материалов является природный коллаген — осетровый клей, получаемый из плавательного пузыря рыб осетровых пород. Однако сейчас набирает популярность использование синтетических материалов, начавших активно разрабатываться за рубежом еще в 70-е годы XX столетия. Для всестороннего изучения долговечности адгезивной основы на биостабильность специально создаются макеты с изобразительными материалами, на которых проводятся тест-работы.
В качестве некоторых примеров можно привести работу по реставрации иконы «Богоматерь Гваделупская» (2013 год; Гранада, Испания), выполненной в технике масляной живописи на холсте; работу по изучению биологического повреждения маски мумии (2018 год), обнаруженной в Египте во время раскопок в Гизе. В обоих случаях предварительно изготавливались тест-макеты с художественными материалами, на которых изучалась биодеградирующая способность того или иного микробиома.
— Используется ли подобная технология для реставрации где-то в мире?
— Реставраторы Третьяковской галереи под руководством художника-реставратора высшей категории, заведующего отделом реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX века Андрея Ивановича Голубейко на основании имеющихся мировых практик по реставрации больших полотен разработали уникальную технологию восстановления этой картины, не имеющую мировых аналогов.
Микроорганизмы способны разрушать практически любые изобразительные материалы. Однако в музеях неукоснительно соблюдаются регламентированные условия хранения, что значительно снижает риск биопоражения экспонатов. Наряду с этим локальные отклонения, в том числе при транспортировке на выставки, могут приводить к пробуждению покоящихся микроорганизмов, что негативно воздействует на сохранность произведений живописи. Используемая учеными Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН технология потенциально позволяет тестировать любые изобразительные материалы, используемые в научной реставрации, на предмет их устойчивости к биодеструкции. Это расширяет знание о материалах и позволяет реставраторам сделать оптимальный выбор.
Работа ученых Федерального исследовательского центра во многом пионерская. Впервые разработан комплексный подход к тестированию реставрационных материалов на предмет прогнозирования их биосохранения, который совместно с результатами испытаний физиков из МФТИ и реставраторами из Третьяковской галереи применили для реставрации полотна «Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года».