http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=278f529e-dead-43e6-95d3-f8093ac179f8&print=1
© 2024 Российская академия наук

Во время кризисов появляется спрос на философов

14.04.2009

Источник: Российская газета, Юрий Медведев



Зачем "большому ученому" Иосифу Сталину потребовались философы? Надо ли вычеркивать из истории Института философии годы служения власти? Почему сегодня не слышен голос философов?

 

Об этом корреспондент "РГ" беседует с академиком Абдусаламом Гусейновым, директором Института философии РАН. Сегодня институт празднует свое восьмидесятилетие.

Российская газета: Зачем отцу всех народов и наук нужно было создавать Институт философии? Прямо рядом с Кремлем ученым выделили прекрасное здание. Неужели в них была такая необходимость?

Абдусалам Гусейнов: История возникновения института немного сложней. Сталин его не создавал. Он возник на базе Института научной философии и философской секции при Комакадемии, которые объединились с одной целью - написать энциклопедию философии в пяти томах. Но почти сразу же после организации нового института в нем появились шустрые, молодые, идеологически заряженные люди, которые ратовали за то, чтобы философия не занималась какими-то "абстрактными понятиями", а помогала партии строить новую жизнь, то есть вписать строительство новой жизни, которую обещали большевики, в историю мировой научной мысли. Сталин сразу же оценил инициативу этих людей, принял их и беседовал несколько часов. В итоге они, в частности Митин, Юдин, заняли высшие посты в институте и многие годы определяли "погоду" в отечественной философии.

РГ: Многие говорят, что 70 с лишним советских лет надо вычеркнуть из отечественной философии. Ваше мнение?

Гусейнов: Годы вплоть до смерти Сталина можно назвать бесплодными для нашей философии. Конечно, не все было так черно. Скажем, был написан учебник по "Истории философии", который пусть в своеобразной, критической форме, но знакомил с лучшими достижениями философской мысли. Говоря образно, настоящая наука пробивалась сквозь партийно-идеологическую трескотню, что не нравилось власти, поэтому многие сотрудники института были репрессированы. А кардинальные изменения произошли вместе с оттепелью 1960-х.

РГ: Но марксистско-ленинская философия не исчезла. Партия стояла на страже идеологии.

Гусейнов: Верно. И все же время стало другим. Например, среди массы толстых журналов был "Новый мир" Твардовского, который привечал тех, кто имел иное мнение, чем требовала власть. Точно таким же "диссидентом" был в те годы и Институт философии вместе со своим журналом "Вопросы философии". Именно сюда пришли изгнанные из Московского университета Александр Зиновьев и Эвальд Ильенков. Они стали лидерами обновления философии, понимали философское мышление как критическое. Вокруг института сложилась очень активная группа веселых, дерзких, влюбленных в философию людей. Это была своеобразная фронда, которая в этих стенах вела речи, просто немыслимые в другом месте. Власть долго терпела, но в конце концов Зиновьев был изгнан из института и выслан из страны, Ильенков покончил собой

Конечно, все это трагично, но именно тогда сформировалось поколение философов-шестидесятников, которые хорошо известны не только у нас, но и за рубежом. Кроме Зиновьева и Ильенкова, которые положили начало оригинальным школам, это и Алексей Лосев, и Мераб Мамардашвили, и Юрий Лотман, и другие. Кстати, сейчас в связи с юбилеем института на Западе, в частности во Франции, США, выходят сборники, полностью посвященные русской философии. Только что в Германии вышел наш коллективный труд "Кант в зеркале русского кантоведения".

РГ: Когда-то имена философов - скажем, Руссо, Дидро, Канта - были на слуху, их идеи были основой многих романов. Последним таким "общественным" философом был в 1960-х годах Сартр - отец знаменитого экзистенциализма. Но с тех пор голос философов в мире не слышен. Где нынешние Сократы и Канты?

Гусейнов: Сегодня работают немало очень сильных ученых, которые, может, и не достигли столь широкой известности, но, кто знает, что будет в будущем. Ведь немало примеров, когда философ получал признание в конце жизни, а чаще - после смерти.

Но вы правы, сейчас таких признанных во всем мире философов, как тот же Сартр, нет. Мельчают? Думаю, причина куда глубже и серьезнее. По мнению многих ученых, нынешнее общество лишилось ориентиров, оно не знает куда двигаться. Именно этот кризис ценностей, а вовсе не экономика, стал главной причиной разразившегося сейчас мирового кризиса.

Около 400 лет назад философы сумели найти вектор движения. Они предложили построить рай не на небе, а на земле. И назвали средство - научно-технический прогресс. На несколько столетий эта идея овладела массами. В итоге построено общество потребления. Сегодня уже всем ясно, что это далеко не рай. Как не рай и капитализм, который сегодня не критикует только ленивый.

РГ: В прошлом году в Сеуле прошел Всемирный философский конгресс. Может, там появился свет в конце философского туннеля?

Гусейнов: Сама тема конгресса "Переосмысливая философию" указывает, что наша наука тоже в кризисе. Уже понятно, что обществу нужна кардинальная смена многих ценностей, что материальный прогресс уже не может оставаться фетишем, что должны измениться ценностные основы общества - представления о справедливости, об отношении к природе, о власти.

Что придет на смену обществу потребления? Ответа пока нет. Поиск будет очень сложным, ведь мир стал глобально противоречивым. Охватить его во всем многообразии - задача, которой не было равных в истории человечества.

РГ: Наш знаменитый математик Людвиг Фаддеев утверждает, что математиком надо родиться. А философом?

Гусейнов: Думаю, да. Философы живут в особом мире, где надо мыслить на очень высоком уровне абстракции, говорить на особом языке. Почитайте, к примеру, Сартра "Бытие и ничто". Уверяю вас, что неподготовленный человек над одной страницей просидит неделю и ничего не поймет.

И в этом нет ничего странного. Ведь никто не удивляется, что математик мыслит уравнениями, физик и химик- формулами и законами. Точно также свой язык, чтобы описать наш мир, создали философы. Они впервые задумались, что такое человек и его место в мире, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, что такое государство и власть, как с ними взаимодействует человек. Понятия, которые выработали философы, потом вошли в обиход и стали общепринятыми. Можно сказать, что они закладывают мировоззренческий фундамент, на котором потом строится само общество, его культура.

РГ: Сегодня молодежь неохотно идет в науку. Какова ситуация с вашем институте?

Гусейнов: Из 280 научных сотрудников около 40 моложе 40 лет. Причем только за последние три года, когда в институте шло сокращение кадров, мы взяли сразу десять молодых ученых. Думаю, что кризис только усилит спрос на философию и философов.